Предлагаем Вашему вниманию полезное интервью с детским тренером из голландского "Аякса", который сейчас работает в России.
Как известно, школа "Аякса" - одна из сильнейших в мире и подарила
профессиональному футболу целую плеяду талантов. Съяак Сварт и Йохан Кройфф, Марко ван Бастен и Франк Райкаард, Деннис Бергкамп и Кларенс Зеедорф, Патрик Клюйверт и Эдгар Давидс, Уэсли Снайдер и Рафа ван дер Ваарт... Годы идут, результат остаётся.
Тренер Алекс Гирнерт снует от одной группы малышей к другой, поясняя и показывая. Директор лагеря Том Сауэр стоит у бровки и переводит. Второй тренер, Марко Брагони, гоняет старших на другой половине поля без переводчика…
Оба тренера работают с шутками-прибаутками, награждая то одного, то другого громкими комплиментами: «Гут!» «Вери гут!» «Бэст!».
– «Бест» – как это по-русски? – спрашивает Алекс на ходу у Сереги, одного из десяти помощников.
– Молодец!
– Малаец! – повторяет Алекс с аппетитом (уж больно вкусно словечко!).
– Молодец! – поправляю я.
Упражнений много. Вроде ничего особенного – примерно такие же преподают в российских ДЮСШ. Однако те же, да… не те. Больше смеха. Или вот жонглирование у малышей. Выявляем лучшего. Худшие – те, кто роняет мяч, усаживаются на него.
Наконец, сидят все, победитель никак не может остановиться. «Правую руку вверх! – вмешивается Алекс. – Теперь левую! Обе руки вверх!» Теперь это не жонглирование, а какой-то клоунский танец. Через пять секунд клоунада кончается… В учебнике такой метод, наверное, называется «повышение сложности упражнения для улучшения координации».
После тренировки – в автобус и в санаторий.
– Бедные, три раза в день их гоняют! – сочувствует пацанам вахтерша.
«ПЛОХОЕ ПОЛЕ? ЭТО НЕ ТАК ПЛОХО».
С Алексом (с помощью Тома) беседуем во время обеда – за «шведским столом».
– Мы сейчас увидели типовую тренировку академии?
– Да. Делали разные упражнения на технику. Так же с детьми работают в лагерях «Аякса» в Китае, Америке, Польше, Финляндии, Норвегии.
– Поле только, кажется, подкачало…
– Это необязательно плохо. Когда наши ребята из академии выезжают на турниры и играют на неважных полях, возникают проблемы. Полезно менять условия. Мы в «Аяксе» иногда специально проводим тренировки на полях похуже, даже на асфальте, чтобы дети привыкали ко всему.
– Сколько полей в академии?
– Пять – с натуральной травой и пять – с синтетикой.
– Но, говорят, искусственные поля вредны для детей…
– Конечно, натуральный газон лучше. Но если отрабатывать технические приемы, начинать надо, конечно, на синтетике. Ведь в приемах важны нюансы – и тут нужны идеальные условия.
БЕЗ ИНТЕРНАТА.
– Отличие этого лагеря от академии – три тренировки в день…
– Но и вообще в нашей академии ребята тренируются реже, чем в российских. Ребята 7–12 лет – три раза в неделю, 13–15‑летние – четыре, 16‑летние – пять, «молодежка» (17–18 лет) – шесть. Да и принимаем позже, чем в России, – с семи лет.
– Большой конкурс?
– Огромный! Ведь вся Голландия играет в футбол (миллион с лишним «организованных» футболистов!), а «Аякс» – любимая команда. Тысячи ежегодно приезжают на просмотр. К примеру, в 2005‑м просматривали 1100 детей, а приняли только одного!
В основном ребят ищем сами – это делают скауты. Район поиска – километров пятьдесят в радиусе от академии. Дальше – обременительно для ребенка. Он должен нормально развиваться, играть в нормальные игры со сверстниками и так далее…
– Интернат при академии большой?
– Да его нет в вашем понимании. Есть пять-шесть ребят, иностранцев, но они живут в голландских семьях (часто в семьях сотрудников академии). И достаточно взрослые – 14–15 лет.
– У нас иногда в интернаты привозят десятилетних!
– Нет, нельзя отрывать детей от семьи. Поэтому все учатся в обычных школах – никаких футбольных классов, как в России. Правда, в академии есть учителя – помогают делать домашние задания, подтягивают какие-то предметы.
УЧИТЬСЯ… БЕГАТЬ.
– Помню, нас, десятилетних, в ДЮСШ «Сокол» заставляли круги крутить вокруг поля. Даже просто в воспитательных целях – оболтусы ведь…
– У нас никаких кругов! До 12 лет только работа с мячом. Чем младше, тем легче осваивать новые движения. Важно не терять время – осваиваем технику! К тому же если еще и «крутить круги», можно отбить желание тренироваться, а футбол должен быть в радость. Да и нагрузки вредны – чтобы легче осваивать приемы, нужны «свежие» ноги. У самых маленьких много и разнообразных упражнений без мяча – на координацию, ловкость, быстроту. Обычные подвижные игры (те же салки), гимнастика, батут, дзюдо… До 12 лет не имеет смысла обучать тактике. Конечно, какие-то азы преподают, к примеру: «Ребята, мяч старайтесь давать на ход партнеру!». И еще очень важно: в младших группах ребятам ставят правильный бег.
– Несколько лет назад тренер «Амкара» по физподготовке пожаловался мне: не умеют футболисты бегать. Но сделать ничего нельзя…
– Да, время уже ушло. Но важно отметить: учимся бегу «футбольному». Он ведь отличается от обычного или того, что в легкой атлетике. Это постоянные ускорения, смена направления…
– Когда начинаются упражнения на силу, выносливость?
– С началом полового созревания – в период бурного роста организма, мышц. У кого-то он начинается раньше, даже с 12 лет, у кого-то с 14. Но с нагрузками надо быть очень осторожным, чтобы не ухудшалась координация.
МЕНЯТЬ ПОЗИЦИИ.
– Когда происходит специализация: из этого получится защитник, из того нападающий…
– Полевых – лет в пятнадцать, вратарей – раньше. Первые года три по методике ребята должны менять позиции на поле – полезно для футбольного развития, да и разнообразие детям нравится. А после пятнадцати можно окончательно определить место на поле. Хотя, бывает, и позже. Например, Грегори ван дер Вил и Ван Рейн в академии играли нападающими, а в главной команде стали правыми защитниками. Зато атакующими!
– Когда произошла специализация, начинается и специальное обучение: у нападающих – свои упражнения, у защитников – свои?
– Как правило, в первую половину тренировки так и есть. Нападающих тренирует бывший нападающий «Аякса», защитников – бывший защитник. В академии практически весь штат – игроки «Аякса». Вторая половина тренировки – общекомандные упражнения.
ТО ПУСТО, ТО ГУСТО.
– Система тренировок едина для всех команд?
– База единая. Конечно, с каждым годом те же упражнения делаются на бОльших скоростях, интенсивнее, но линия одна. И когда ребята приходят в главную команду, их ничем не удивить. Но главное – во всех командах единая философия игры и базовая схема 4–3–3.
– Академия «Аякса» на самоокупаемости?
– Да. С помощью спонсоров, конечно, – Аdidas и AEGON…
– Есть статистика, много ли ребят трудоустраиваются после академии?
– Устраиваются практически все – 80%. «Аякс» на первом месте среди всех академий Европы по игрокам в профессиональных клубах.
– Сколько выпускников в среднем попадает в главную команду?
– Если двое-четверо попали – хорошо. Иной год не получается, а иногда сразу пять-шесть!
У команды каждый год меняется тренер – они специализируются по возрастам. Тренировать 10‑летних – совсем другое дело, чем, скажем, 15‑летних.
«ИДИ, ШЛИФУЙ!».
– Проблема российского футбола – не умеют обводить…
– В академии обводку, как говорится, раскладывают по полочкам, движение за движением: сначала медленно, обводят фишки, потом все быстрее, пока не доведут до автоматизма.
– Что за финты? Сколько?
– Где-то 10–12, знаменитых футболистов. Даем домашние задания. Есть, скажем, финт Роналду – «иди, дома шлифуй». Но, конечно, у каждого получается свой вариант финта – все зависит от индивидуальности.
– Игроки «Аякса» часто приходят показать тот или иной прием?
– Бывают мастер-классы, но не так часто – игрокам трудно выкроить время.
– В России часто слышишь, как тренер кричит ребятам, даже самым маленьким «пас, не передерживай». Получит по ногам – «так тебе и надо, быстрее от мяча надо освобождаться»…
– Как же можно научиться обводить, если не делать этого в играх?! Мы призываем ребят рисковать, брать игру на себя. Бывает, обводка не удается, мяч теряется, и нам забивают. Но это не страшно. Главное, чтобы парень не боялся обводить. Если на него наорать, в следующий раз не будет делать. Как вы сказали, будет освобождаться от мяча.
ОСЛАБИТЬ КОМАНДУ.
– Вообще тренеры в России уж больно… громкие.
– Нельзя орать на детей! Нельзя говорить, что ребенок сыграл плохо. Нужно подбирать слова, интонацию. Главное, что мы вырабатываем у детей, – уверенность в себе. Без нее – никакого прогресса. Орут ваши тренера еще и потому, что им важен результат команды. Угадайте, сколько команд академии стали чемпионами в прошлом году. Одна – 14‑летних! Нам важен не результат команды, а прогресс конкретных игроков. Главное, чтобы стала чемпионом основная команда «Аякса». Она им и стала.
Причем с девятью воспитанниками академии!
– Но разве из прогресса команды не вытекает прогресс каждого отдельного игрока?
– Не все так просто. К примеру, если среди 9‑летних появился одаренный парень, мы переводим его в группу к 10‑летним. Ясно, ослабляем его бывшую команду.
– Каждый лидер обречен на перевод к старшим?
– Нет, конечно. Все зависит от психики ребенка. Кто-то умеет здорово обводить, но в старшей группе будет хуже получаться – потеряет мотивацию, уверенность, перестанет брать на себя инициативу. Ему лучше обводить сверстников. Чаще переводим в старшие группы детей с талантом тактиков, принимающих правильные решения. В более сложных условиях он будет быстрее прогрессировать.
«С ГОЛЛАНДИЕЙ ЛУЧШЕ НЕ СРАВНИВАТЬ».
– Здесь, на базе, есть талантливые ребята?
– Несколько мальчишек на голову выше остальных, но… Очень сложно сравнивать с Голландией. И не стоит сравнивать.
– И все-таки. Хуже подготовлены?
– Да, к сожалению. И намного.
– Но если найдете талант, возьмете на карандаш?
– Почему нет? В Норвегии нашли талантливого парнишку, и в 14 лет он приехал в академию.
– Контрактная система. У нас идет охота на талантливых. Опередить конкурента…
– Да какая охота! Ребята сами должны быть заинтересованы остаться в академии, если «Аякс» для них не пустое.
Понравилась статья - вступай в нашу группу!!!
Новые интересные материалы каждый день!!!
Источник: http://www.sovsport.ru